Заполните пожалуйста данные:
У фотографов есть звучная аббревиатура: ГРИП, что расшифровывается как “глубина резко изображаемого пространства“. Контроль за глубиной резкости в кадре – одна из основных задач при фотосъемке. Снимая пейзаж фотограф обычно старается максимизировать зону резкости; фотографируя человека, как правило, отделяется фон от портрета, при этом фон предпочтительней сделать не резким, как говорится, “размыть”.
Что влияет на расстояние, которое находится в пределах глубины резкости? В фото-деле таковыми являются три показателя: фокусное расстояние объектива, значение диафрагмы и дистанция до объекта.
Диафрагма, пожалуй, самый простой способ изменить ГРИП. Чем более открытая диафрагма, тем меньше глубина резкости. Если диафрагму прикрыть, то ГРИП увеличивается.
Фокусное расстояние объектива влияет следующим образом: чем более диннофокусный объектив используется при фотосъемке, тем ГРИП меньше, если задействован широкоугольный объектив, то глубина резкости будет больше.
При прочих равных условиях, если объект съёмки расположить поближе к камере, то зона резкости будет меньше, нежели, если объект “отодвинуть” подальше.
Сочетая эти три фактора можно в известных пределах лавировать в изменении и применении нужной фотографу глубины резкости. Стандартный пример: снимаем поясной или грудной портрет. Стоит задача минимизировать ГРИП, так чтобы в зоне резкости было только лицо модели. Наши действия: берём объектив-портретник (фок.р-ние 85 мм), устанавливаем значение диафрагмы на уровне f/1.8 – f/2.8, располагаем модель поближе к камере (2-3 М.), находим такую композицию для кадра, чтобы фон позади модели был нужного нам цвета и тона и, главное, находился на приличном расстоянии от переднего плана.
Фокусируемся на ближнем к фотоаппарату глазе и нажимаем на затвор. Кадр готов!
Другой пример, здесь задача обратная – добиться максимальной глубины резкости при съёмке природного ландшафта. Используем широкоугольный объектив, выставляем такое фокусное расстояние, чтобы все нужные нам предметы и объекты вместились в кадр. Замечу, что для большей глубины резкости можно его ещё чуть уменьшить, т.е., “раздвинуть” горизонт.
Здесь бы желательно упомянуть о “гиперфокальном расстоянии“, но об этом термине и его использовании в следующем блоге…
Далее, выставляем максимально допустимую диафрагму (f/14-f/16), если значимые для нас объекты расположены относительно близко, а надо оставить резким еще и линию горизонта. Если вблизи нас нет предмета съёмки, можно оставить диафрагму на уровне f11-13. Выбираем нужную композицию кадра и нажимаем на кнопку затвора.
И ещё один пример: стоит задача по предметной съемке – сфотографировать кольцо с драгоценным камнем, да так, чтобы ближняя к камере часть кольца с камнем была резкой, а дальняя часть – вне зоны резкости. Вообще, для предметной съёмки принято использовать длиннофокусную технику, а именно макро-объективы с фокусным расстоянием 80 – 100 мм. Они позволяют максимально чётко, с высокой детализацией показать предмет в готовом кадре. Кольцо – вещица не крупная, приходится объект съёмки максимально приближать к фотоаппарату. Скомпоновав кадр, опытным путем определяем диафрагму, при которой при наведении фокуса на переднюю часть камня задняя часть кольца останется чуть размытой.
Диафрагму, как было сказано, можно подбирать. А можно воспользоваться специальной таблицей, которая показывает ГРИП в зависимости от фокусного расстояния объектива и расстояния до объекта съёмки. При использовании такой таблицы время на подбор параметров съёмки существенно сокращается. Скачать таблицу определения ГРИП можно по следующей ссылке: калькулятор ГРИП. Сейчас, в эпоху господства мобильных гаджетов фотографу очень удобно пользоваться приложениями для смартфонов и планшетов. С их помощью можно быстро определить глубину резкости и гиперфокальное расстояние. В магазинах приложений AppStore (для Apple iOS), Google Play (для ОС Android) и WindowsPhone по поисковому запросу “DOF Calculator” или “Калькулятор ГРИП” найдется множество приложений.
На практике каждая ситуация требует своего индивидуального подхода. По мере наработки опыта фотограф, как говорится, уже по наитию, интуитивно определяет параметры съёмки и после нескольких проб получает правильную экспозицию и глубину резкости.